День 23 февраля и христианство

Культура

 

День 23 февраля изобретение не россиян ХХ века. Изначально он был праздником Римской республики, и империи, днём бога границ Термина. Этот бог был настолько уважаем, что дал имя удлинённому году юлианского календаря – високосный (дважды шестой до мартовских календ).

Христианская церковь в Римской империи, в последние десятилетия III в. значительно усилилась. Она была уже стройной и сильно организованной с выделившейся церковной верхушкой, которая вела себя очень уверенно. Эти обстоятельства обеспокоили императора Диоклетиана, увидевшего в церкви организацию, параллельную государственной. В первые годы правления, Диоклетиан благосклонно относился к христианской церкви: его жена, и дочь, и многие другие близкие к нему люди исповедовали христианство.

Складывалось впечатление, что христианство вот-вот станет официальной религией в Римской империи. Царь Тиридат, союзник Рима, восстановленный победоносной армией Галерия в 298 г, на армянском престоле, стал христианином и принудил к крещению своих подданных, полагая, что так скоро поступит и сам Диоклетиан.

Следует отметить, что во времена Диоклетиана империя была разделена на две части, каждой из которых управлял Август. У каждого из Августов был преемник, избранный из числа выдающихся военачальников. Преемник разводился со своей собственной женой, для того, чтобы стать зятем Августа. Срок правления Августа ограничивался 20-ю годами. После окончания срока, Август был обязан уйти в отставку, что Диоклетиан и сделал в 305 году.

Но, то ли его преемник люто ненавидел и жену и тёщу, то ли ему не терпелось поскорее занять трон, он сделал всё, чтобы начать гонения на христиан. Поводом для их начала явился поджог дворца Диоклетиана в столице страны, Никомедии. В поджоге незамедлительно обвинили христиан. Христиане же со своей стороны, должно быть и не без оснований, видели в этом провокацию Галерия.

Согласно сведениям Лактанция — он был непосредственным очевидцем начала гонений, поскольку жил в Никомедии, где преподавал латынь — толчком к перемене отношения к христианам в худшую сторону у Диоклетиана стало отсутствие знамений во время государственного жертвоприношения богам. Неудача жертвоприношения, бывшего событием государственным, наиторжественнейшим обрядом, выглядела ударом по престижу самого императора, Жрецы, ведавшие жертвоприношением, быстро нашли причину срыва государственного обряда — злой умысел христиан.

http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/knjasskiy_imperator/02.aspx

Подыскивается удачный день, подходящий для выполнения дела и, как наиболее подходящий, выбирают Терминалии, (23.02.303), чтобы как бы положить предел (terminus) этой религии. Этот первый погибели день стал первой причиною бедствий (Verg. Aen. IV. 169—170), так как они привели к падению и себя самих, и всю землю. 

 Когда этот день наступил, в консульства седьмое и восьмое обоих старцев, неожиданно, еще на рассвете, к церкви подошел префект с военачальниками, трибунами и казначеями и, открыв двери, стал искать образ божий, сжигая найденные писания и раздавая всем добычу. Началось разграбление, поднялись суета и смятение.

Сами же (принцепсы) наблюдали — ведь церковь, основанная на холме, видна из дворца — и долго спорили между собой, с какой стороны следует подложить огонь.  Победило мнение Диоклетиана, который опасался, что если устроить большой пожар, можно спалить другой район города. Ведь множество больших домов окружало церковь со всех сторон.  И вот прибыли преторианцы; построившись и наступая отовсюду с секирами и другим оружием, в течение нескольких часов они сравняли ту величественную святыню с землей. 

Наконец, 23 февраля 303 г. был издан первый эдикт против христиан и разосланы грамоты, предписывавшие разрушить до основания христианские храмы, сжигать их книги, самих христиан лишать всех государственных должностей, находящихся в услужении лишать свободы, если не откажутся от христианства. Немедленно отреклись от христианства жена Диоклетиана Приска и его дочь Валерия.

За первым последовали еще три эдикта, повелевавшие заключать всех христиан в оковы и всеми мерами принуждать к жертвоприношениям римским божествам и «гению» императора. Репрессии были жесточайшими. В Никомедии был сожжен некий знатный человек, посмевший разорвать императорский указ против христиан, затем был устроен всеобщий погром христиан. Был обезглавлен епископ никомедийской церкви Анонн. http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/o-smertjakh-presledovatelej

Через семнадцать столетий после описанных событий, большевики (а среди них были и образованные люди) вспомнили «сакральную» дату и использовали её для идеологического обоснования построения своей безбожной империи (победа мировой революции) и уничтожения христианства. Первая часть их притязаний потерпела крах. А вторая? На этот вопрос у меня нет ответа.

Источник

© 2016 — 2017, admin. Все права защищены.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *